В настоящее время особую актуальность приобретают задачи обеспечения системы образования педагогическими кадрами, квалификация которых соответствует современным и изменяющимся вызовам общества. Современный воспитатель должен не только владеть инновационными методиками и технологиями обучения и воспитания дошкольников, но и уметь позиционировать себя как грамотную, обладающую высокой степенью профессиональной компетентности личность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основные компетенции педагогов дошкольного образования, необходимые для создания условий развития детей. 1. Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям. 2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.). 3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников. 4. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона ближайшего развития каждого ребёнка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей.
5
5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Реализация новых требований российского законодательства в сфере дошкольного образования влечет за собой существенные изменения в деятельности педагогических работников. В этой связи вопросы оказания своевременной методической помощи воспитателям дошкольных учреждений приобретают особую актуальность. С целью организации научно-методического сопровождения реализации стандарта в дошкольных образовательных организациях специалистами кафедры дошкольного и начального образования ГАУ ДПО «СОИРО» были выпущены: Методические рекомендации по разработке образовательных программ и планирования образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях Саратовской области /Н.Н. Ценарёва, Н.В. Лабутина, Т.В. Парасотченко, Е.Н. Текучева, А.В. Борсук – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. – 220 с. Анализируя проблемы и трудности проектирования рабочей программы в дошкольных образовательных организациях, в данном сборнике раскрывается специфика педагогического планирования в дошкольном образовании, рассматривается структура рабочей программы образовательной области как части основной образовательной программы дошкольного образования, а также планирования образовательной деятельности в конкретной возрастной группе. Электронные образовательные ресурсы, рекомендованные для повышения эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного образования: методические рекомендации/ Авторы-составители: Лабутина Н.В., Марчук С.В., Парасотченко Т.В., Переходникова Н.В., Текучева Е.Н./ Под редакцией Ценарёвой Н.Н. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2015. – 37 с. В данном пособии представлены краткое описание порталов и сайтов, материалы которых будут способствовать повышению эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Методические рекомендации по подготовке к профессиональному конкурсу «Воспитатель года» / Авторы-составители: Лабутина Н.В., Текучева Е.Н./ Под редакцией Ценарёвой Н.Н. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. – 49 с. В пособии проведен анализ результативности участия педагогов муниципальных образований Саратовской области в региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года», дана краткая характеристика типичных ошибок, допускаемых педагогами при подготовке к конкурсным испытаниям, представлены разработки конкурсных материалов победителей регионального этапа.
6
В настоящем пособии раскрывается специфика планирования и организации образовательной деятельности с учетом лучших практик работы дошкольных образовательных организаций Саратовской области, предложен вариант моделирования структуры Планирования образовательной деятельности в конкретной возрастной группе, рассмотрены изменения в порядке прохождения процедуры аттестации воспитателя (составлении ПОРТФОЛИО).
|