Умение понять своего ребёнка.
Мир детства и мир взрослых находятся рядом друг другом. Эти два мира не могут существовать друг без друга, они взаимодополняют друг друга, они помогают друг другу, но они и отрицают друг друга. Разница между миром детства и миром взрослых огромна и выражается в физиологии, социальных отличиях в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения, импульсивности.
Взаимоотношения мира взрослых и мира детства проблема вечная, как и общество, и проблемы бывают такие сложные и противоречивые.
Мир детства–особый и неповторимый период в жизни каждого человека. Нет забот, несправедливости, жестокости. Здесь ценятся не чистые штанишки, а умение провести кораблик по глубокой луже, победить в драке, перелезть через забор. Решение спорных вопросов и проблем, раздел имущества происходит с помощью считалки. Искренняя радость,
игры, куклы, машинки. Поэтому память о детстве мы храним всю жизнь.
Мир взрослых - тотальная занятость своими проблемами, работа, быт, необходимость добывания денег отнимают всё время и последние силы, заниматься своими детьми и включаться в жизнь ребёнка некогда. Взрослым бывает трудно понять друг друга, а понять своего ребёнка иногда бывает так же нелегко, как разгадать загадку сфинкса или прочитать послание инопланетян, то стоит ли удивляться сложностям во взаимопонимании с детьми. Нужно чтобы произошло уникальное взаимодействие двух миров – детского и взрослого. Успех родителей здесь зависит от того, насколько они понимают и учитывают природу ребёнка. Умение понимать – это один из ключевых моментов в педагогике. Если есть понимание, то всё работает, если нет понимания – никакие усиленные усилия почти не работают. Понять – значит обрести знания, но понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.
*Один из путей понимания друг друга – это семейные традиции, обычаи, праздники, которые близки детским играм.
*Ещё один путь заключается в понимании обратной связи. Родители что-то потребовали от ребёнка, оценили его действия, поощрили или наказали и всё. А как воспринял это ребёнок, т.е. что он почувствовал, что подумал, что понял, родители не выяснили.
*Необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности детей.
*Смотрите на ситуацию глазами ребёнка, поставить себя на его место.
*Анализируйте свои действия или воздействия на ребёнка. Рефлексия.
*Трудитесь вместе с детьми. Труд – это великий воспитатель.
* Добивайтесь понимания, используя игровые приёмы.
* Боритесь с собственным раздражением, контролируйте свои негативные эмоции. Чаще используйте юмор, шутку.
*Самое главное для ребёнка, это чтоб его любили. Без любви к ребёнку, все воспитательные меры обречены на провал. Психологи утверждают: «Потребность в любви – это одна из самых фундаментальных человеческих потребностей».
Отечественные психологи Л.С.Выготский и Д.Б.Эльконин отмечали, что ребёнок познаёт окружающий, строя его образ не своими руками, а руками и ногами взрослого человека. Постарайтесь понять своих детей, помочь им, смотрите на них, как на продолжение самих себя. А если что – то вас расстраивает в ребёнке, помните, есть волшебное слово ЗАТО, зато мой ребёнок добрый, весёлый, честный, культурный и т. д.
Памятка.
Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся умных и благодарных детей.
Примите некоторые советы по воспитанию наших детей.
1.Будьте всегда последовательны в своих требованиях,
2.Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей родительской любви и меру родительской ответственности.
3.Не угрожайте своему ребёнку, угрозы порождают ложь.
4.Не унижайте своего ребёнка.
5.Учитесь смеяться над своими слабостями, над собой.
6.Не сравнивайте успехи своего ребёнка с достижениями
других детей.
7.Не спешите прибегать к наказаниям, иногда дети принимают наказание, как нелюбовь к ним.
8.Уделяйте ребёнку максимальное количество времени.
9.Принимайте участие в делах ребёнка, ему это важно.
10.Учите ребёнка жить своим примером.
11. Оценивайте не личность, а поступок. Оценка личности « Ты жадный мальчик», оценка поступка «Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками».
|